На костанайском автомобильном заводе Allur ни один кузов не отправится на покраску без одобрения химико-аналитической лаборатории. Здесь, среди колб и реагентов, работает инженер Наталья Колягина, специалист, от точности которой зависит качество будущего автомобиля. По образованию она учитель химии, но с 2014 года ее призвание — промышленный контроль, и женщина уверена, что сделала правильный выбор.
Путь каждого автомобиля начинается со сварки, после которой кузов попадает в цех окраски. Но прежде чем нанести эмаль, его необходимо идеально подготовить: очистить от масел и загрязнений, промыть и покрыть фосфатным слоем для защиты от коррозии. Весь этот сложный процесс проходит в огромных ваннах, химический состав которых находится под неусыпным контролем лаборатории. «Каждый день мы проверяем химический состав ванн, через которые проходит кузов перед окраской. Есть 13 основных и 4 дополнительные. Если присутствуют отклонения, то срочно производится корректировка. До тех пор пока не добьются результата, цех не запустят», — объясняет Наталья Юрьевна.
Рабочий день инженера начинается задолго до утреннего гудка. Чтобы к шести утра быть на посту, Наталья просыпается в 4:30. Уже к восьми часам должны быть готовы результаты первых анализов, чтобы конвейер мог начать движение. К одиннадцати утра формируется полный протокол по всем ваннам, который рассылается руководству. В процессе работы, по словам Натальи, важна максимальная концентрация. «Тогда и успеем выполнить, и сделаем правильно. То, что я работала учителем, закалило мой характер. Потому могу даже в цех пойти для решения какого-либо вопроса», — делится она.
Процесс анализа — это настоящая химическая магия в действии. Например, для проверки щелочности в промывочных ваннах лаборант отбирает пробу раствора, добавляет индикатор, окрашивающий жидкость в малиновый цвет, а затем по капле вводит соляную кислоту, пока раствор не обесцветится. Количество кислоты, ушедшей на реакцию, и есть искомый показатель, который заносится в протокол. Хорошие результаты отмечаются зеленым цветом — это сигнал, что производство может продолжаться без сбоев.
За годы работы Наталья Колягина прошла путь от лаборанта гальванического цеха до инженера высшего разряда. Достигнув пенсионного возраста, она не спешит уходить на заслуженный отдых. «Я тут уже корни пустила, — улыбается специалист. — Поработать еще надо, чтобы передать знания новым специалистам». Она отмечает, что с молодыми кадрами бывает непросто: не всем хватает базовых знаний химии и усердия. При этом на заводе созданы отличные условия: достойная зарплата, бесплатный транспорт и питание.
Несмотря на все трудности и высокую ответственность, Наталья Юрьевна находит в своей работе главное — удовлетворение от результата. Самый приятный момент, по ее признанию, — это видеть, что благодаря ее точным расчетам огромный производственный механизм работает как часы. «Когда все в норме и цех запущен — это лучшая награда. Все-таки работа для меня — это половина моей жизни!» — заключает инженер.