Нашему герою всего 21 год, но он уже успел получить профессию повара, отслужить в десантных войсках, в совершенстве овладеть казахским языком, поступить на историка, побывать на археологических раскопках, поучаствовать в реконструкционных боях и стать вторым пилотом на «кукурузнике».
12 августа отмечается Международный день молодежи. Накануне этой даты мы решили побеседовать с активным костанайцем и узнать, каким он видит будущее Казахстана, что молодежи предстоит исправить и что такое патриотизм.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
– Ты повар. Почему выбрал эту профессию?
– С детства мне говорили, что я должен выучиться на механика, как папа, или на электрика ради стабильного заработка. А повар… Про него никто не говорил, но в один момент я решил попробовать, вдруг что и получится. Тем более эта профессия творческая, мне подходит, да и в Италии, Франции люди как-то поварами работают и неплохо живут (смеется).
Учеба нравилась, мы изучали такие тонкости, о которых даже не задумываешься, что это можно делать неправильно. К примеру, резать лук. Три года пролетели незаметно. Было здорово. Но на практике все оказалось иначе. Мне довелось поработать в сельском кафе с национальной кухней у нас в Федоровском районе. Там был такой поток людей! Не до творчества. Я решил испытать себя в чем-то другом и пошел в армию.
– Чему тебя научила служба?
– Знаю, это прозвучит пафосно, но всему, что я сейчас умею. Начиная от ухода за собой и ремонтом одежды до осознания, что такое патриотизм. Казахстану всего 33 года, и в армии нас учили, что мы должны защищать молодую, еще неокрепшую страну. Я служил в десантно-штурмовых войсках в Сарыозеке Жетысуской области. Попутно учился госязыку, овладел казахским на достойном уровне. Не только понимаю, но и свободно говорю. Меня даже хвалили за отсутствие акцента. А еще дисциплина и распорядок научили планировать свою жизнь.
Армия – полезная вещь, но не для всех. Таким парням, у которых домашние тапочки уже к ногам приросли, конечно, будет ментально сложно. А те, кто приучен к работе, поймут, что добиться успеха можно только своим трудом. В конце службы со всех слетают маски, армия покажет и окружающим, и тебе самому, кто ты есть на самом деле.
– Были ли интересные случаи?
– Я служил во внештатной пожарной бригаде, и в самом начале на полигоне произошел инцидент: танк Т-72 сбил боевую машину пехоты, и она загорелась. Вызывают нас. А мы в тот момент совершенно не были готовы, кое-как потушили БМП. А когда уехали, она снова загорелась! Это был полный провал. Но со временем стали собраннее, поняли, что к чему. А в конце моего срока загорелась служба войск. Мы потушили пожар за семь минут, хотя тогда за полчаса с БМП не могли справиться. Это был показательный момент. Все приходит со временем.
БОИ, РАСКОПКИ И ПОЛЕТЫ
– Почему ты после службы решил учиться на историка?
– В армии я осознал, что в истории нашей страны есть некоторые проблемы. Этот вопрос особенно актуален в условиях нынешней политической ситуации. Жители Казахстана – это многонациональный народ, который веками формировался из различных племен и народностей. Поэтому споры о том, чья эта земля, бессмысленны и порой даже безумны. Углубись люди в историю, они нашли бы ответы на многие вопросы, это решило бы различные конфликты. Кроме того, история позволяет взглянуть на ошибки прошлого, это ключ к осознанию того, над какими проблемами стоит поработать и как жить в будущем.
– Этим летом ты впервые побывал на археологических раскопках древнего поселения «Камысты» в Денисовском районе. Поделись впечатлениями.
– Я раньше представлял археолога, как Индиану Джонса. Но в реальности от Джонса осталась только рубашка с длинным рукавом, шляпа, чтобы не обгореть, да берцы (улыбается). Конечно, мы не нашли сундук с золотом, зато добыли другие сокровища – орудия труда, кувшины и прочие предметы быта людей эпохи бронзы. Я познакомился с археологами с большой буквы – Ириной Викторовной Шевниной и Андреем Викторовичем Логвиным. А еще нашел новых друзей, единомышленников.
Эту часть керамики наш собеседник нашел на раскопках в Денисовском районе
Мне кажется, что на раскопках особенно интересно было бы школьникам и студентам, ведь это полноценное приключение с палатками, песнями у костра, едой на свежем воздухе, поиском древних артефактов. Намного же интереснее историю изучать не по учебникам, а в экспедициях. Чем больше заинтересуется ребенок: картинкой из книги или настоящим костяным копьем, принесенным педагогом? Думаю, ответ очевиден. К слову, скоро еду изучать тургайские геоглифы.
– Помимо археологии, ты увлекаешься средневековыми боями…
– Да, нашим вдохновителем и организатором является Михаил Гута. Он сам изготавливает доспехи, кольчуги, шлемы, наручи, поножи и прочее именно той культуры, соответствующей периоду, в котором воссоздаются бои. Допустим, занимаемся XIV-XV веками. Причем мы настолько трепетно относимся к деталям, что историки подтверждают достоверность нашей работы.
В Костанае можно делать исторические реконструкции, ведь у нас столько разных восстаний, междоусобиц проходило в разные периоды. Конечно, они были небольшими, там убили несколько сотен человек, а не сотни тысяч, как в войне с джунгарами на юге. Но даже на реконструкции малых битв было бы интересно посмотреть и горожанам, и школьникам.
– А ты сам пробовал что-нибудь выковать для себя?
– Я связал кольчугу: сводил кольца, которые образуют чешую. Остальное мое обмундирование изготовил Михаил Гута. Общий вес с подоспешьем составляет около 30 кг. В будущем хочу сам изготовить себе шлем, но это очень сложная задача, поэтому начну с железных ботинок – сабатонов.
– Недавно ты покорил небо. Как тебе это удалось?
– После армии я работал на полях. Там использовали «кукурузники».Сначала мне просто разрешили полетать, потом попробовал управлять самолетом. А этим летом прошел курсы и стал помощником пилота. Мне даже рекомендовали поступить в летную академию в Алматы, но история мне ближе.
МИССИЯ МОЛОДЕЖИ
– В будущем ты хочешь стать педагогом и работать с детьми, то есть воспитывать новое поколение. Какая главная задача учителя, по твоему мнению?
– Не убить веру в себя и показать, что получать знания не только интересно, но и полезно. Многие учителя советской закалки при всем классе унижают школьников, переходя на личности. И это повсеместная проблема. А ведь это крайне пагубно сказывается на нестабильной психике ребенка и подростка. Я считаю, молодые учителя должны это искоренить полностью и не повторять ошибок старших коллег.
– А какая сейчас главная миссия молодежи?
– Стать суперспециалистами в своей профессии. Если ты тракторист, будь лучшим из лучших, покажи будущему поколению, что тракторист – это не человек в мазуте, а специалист, который добывает хлеб для людей, его руки в плодородной земле. Или как раньше архитекторы строили – ведь некоторые сооружения веками стоят! Так и со всеми профессиями: строитель, экономист, учитель, журналист… Если каждый без исключения будет выполнять свою работу хорошо, то наша страна будет процветать.
– Каким бы ты хотел видеть Казахстан через тридцать лет, в 2050 году?
– Я хочу жить в таком Казахстане, где не нужно переживать о своем будущем. Думать, где и у кого мне лечиться, кто будет учителями у моих детей. Мечтаю, чтобы специалисты, от которых действительно зависит наша жизнь, – врачи, спасатели, полицейские, учителя получали достойную зарплату. А самая главная мечта, чтобы наша страна стала одной из ведущих в мировой экономике. Я люблю Казахстан и сделаю все возможное, чтобы помочь молодой стране встать на ноги. Призываю к этому и моих сверстников.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
и героя материала