Стоит ли вкладывать деньги в строительство объектов в труднодоступных регионах или же сначала необходимо наладить дороги и сервис? Этот вопрос становится все более актуальным для Казахстана – страны с богатейшим природным, культурным и сакральным наследием. Однако главная проблема заключается в огромных расстояниях между достопримечательностями, отсутствии дорог и элементарного туристического сервиса. Из-за этого многие казахстанцы предпочитают комфортный отдых за границей, откладывая путешествия по родной земле. В то же время в местах с развитой инфраструктурой поток гостей не иссякает. Корреспонденты изучили преимущества и недостатки путешествий по Казахстану, побывав в Амангельдинском и Джангельдинском районах Костанайской области, в уникальных местах Восточного Казахстана и в самом туристическом городе страны – Туркестане.
Путешествие началось с Костанайской области. Амангельдинский и Джангельдинский районы – регионы, которые редко попадают в туристические маршруты. Несмотря на удаленность, здесь есть на что посмотреть: от памятников древних культур и уголков дикой природы до ясного звездного неба и легенд о местных батырах. Но чтобы добраться до этих мест, нужно быть готовым к испытаниям. Асфальт сменяется грунтовкой, а поиск ночлега может стать настоящим квестом. Маршрут стартовал от мавзолея Кейки батыра, расположенного у трассы Аркалык – Амангельды. Рядом с величественным мемориалом, построенным в 2017 году, стоит дом для путников. По замыслу властей, здесь туристы могли бы останавливаться и отдыхать. Однако здание пустует с момента постройки, так и не приняв ни одного гостя.
Следующей точкой стал «местный Дубай» – село Кумкешу, известное своими песчаными барханами. Вид действительно впечатляет, но условия для приема туристов отсутствуют. Здесь нет национального колорита в сервисе – негде попробовать традиционные блюда, выпить кумыс или покататься на лошадях. Установлены две юрты, где можно заказать шашлык, и качели «алтыбакан», но в жару не нашлось даже прохладительных напитков. Если бы нашелся заинтересованный инвестор или власти уделили бы внимание этому месту, оно могло бы стать настоящим оазисом в степи, привлекая туристов со всей страны.
В центре Джангельдинского района, селе Торгай, бережно хранят историю. Здесь расположены литературный музей Ахмета Байтурсынулы и Миржакипа Дулатулы, а также мемориальный музей Ибрая Алтынсарина. Ежегодно сюда приезжают тысячи гостей. Однако, по словам сотрудницы музея Гульбану Сарсекей, «разместить большие туристические группы сейчас негде». И если в самом Торгае условия для познавательного туризма более или менее созданы, то путь к месту рождения Ахмета Байтурсынулы в селе Акколь – это настоящее испытание. К 150-летию ученого здесь построили новый дом-музей за 37 млн тенге, но дорога к нему, не видевшая ремонта с 1978 года, после весеннего паводка превратилась в полосу препятствий из грязи и ям. Возникает резонный вопрос: не разумнее ли было направить средства на ремонт дороги, а не на строительство нового объекта в труднодоступном месте?
Власти Джангельдинского района сообщили, что в этом году планируется отсыпать 50 км дороги щебнем, но работы задерживаются из-за дождей. О планах по укладке асфальта пока ничего не известно. Из-за бездорожья журналистам не удалось добраться и до мавзолея Миржакипа Дулатова, 140-летие которого область будет отмечать в этом году. Дороги к этому сакральному месту до сих пор нет, и ее строительство не планируется.
Недалеко от Акколя находятся и уникальные природные объекты – соленое озеро Туздыколь и геотермальный источник. Путь к ним также представляет собой полосу препятствий. Путешественники из Алматы, специально приехавшие на озеро, были поражены его красотой, но шокированы состоянием дороги. «У этого места огромный туристический потенциал, – говорит Серкибай Балгабек. – Если привлечь инвесторов, развить инфраструктуру, построить санаторий, сюда хлынет народ». Рядом с озером находится и горячий источник с йодобромной водой, который был признан лечебным еще в 1991 году. В других странах такие места превращают в процветающие курорты, у нас же – лишь три ржавые ванны, установленные энтузиастами посреди болотистой местности.
Бездорожье и слабое развитие инфраструктуры – проблема не только Костанайской области. Похожая ситуация и в Восточном Казахстане, который славится своей живописной природой. Здесь есть горы, леса, озера, такие как Бухтарминское водохранилище и Зайсан, а также уникальные места вроде ущелья Киин-Кериш и Рахмановских ключей. Редактор информагентства Александра Сергазинова, посетившая регион, отмечает его огромный потенциал: «По природным богатствам Восточный Казахстан впечатлил меня больше, чем Женева. Главная причина его нетронутости – труднодоступность». Впрочем, в последние годы здесь наметились позитивные сдвиги: заработал санаторий «Рахмановские ключи», государство выделяет средства на строительство дорог, что стимулирует и местных предпринимателей строить гостевые дома.
Однако турист из Костаная Кайрат Распеков указывает на другую проблему – отсутствие национального брендинга и завышенные цены. «В Грузии на каждом шагу продают пастилу и чурчхелу, это их бренд. А у нас сложно найти кумыс или домашний курт. В санатории продают чипсы, а не баурсаки. К тому же цены в кафе неоправданно высоки», – сетует он. По его мнению, при таком уровне сервиса и цен многие предпочтут поездку в Турцию по системе «все включено» или выберут Туркестан, где созданы все условия для отдыха.
Туркестан является ярким примером того, как целенаправленные государственные и частные инвестиции могут преобразить регион. С 2018 года, после получения статуса областного центра, город превратился в настоящий туристический магнит. Здесь удалось не только сохранить исторические объекты, но и создать современную инфраструктуру, которая привлекает гостей со всего мира. Успех Туркестана доказывает: когда государство ставит цель и выделяет средства, результат не заставляет себя ждать.
Путешествие по Казахстану показало, что в каждом регионе есть уникальные места, но их состояние и уровень развития туризма кардинально различаются. Пока одни объекты остаются недоступными из-за плохих дорог и отсутствия сервиса, другие, как Туркестан, процветают благодаря инвестициям. Возможно, не дожидаясь многомиллиардных вложений, стоит начать с малого, но самого важного: строительства дорог, придорожных кафе и гостиниц, поддержки малого бизнеса. Это позволит сделать сокровища Казахстана доступными для всех и даст толчок к развитию всей страны.