В самом центре Костаная, вдали от шумных проспектов, уже почти двадцать лет существует уникальное место – музей игрушек. Расположенный в неприметном уголке на четвертом этаже Казахско-французского центра, он остается тайной для многих горожан и гостей города, хотя хранит за своими стеклянными витринами целую вселенную детских грез и воспоминаний.
Музей распахнул свои двери в 2007 году, и с тех пор его коллекция непрерывно растет благодаря таинственному основателю, чье имя остается в секрете. Сотрудники центра рассказывают, что все эти годы он лишь присылает посылки с новыми экспонатами из разных уголков планеты. Коллекция, начавшаяся в одной комнате, давно вышла за ее пределы, и даже сейчас одна из посылок ждет своего часа – для нее уже заказаны новые стеллажи.
«Фонд насчитывает более 3000 единиц, – делится администратор Казахско-французского центра Виктория. – Здесь игрушки из разных стран, лет и производств. Есть подлинники и копии, некоторые ручной работы. Но история большинства неизвестна. Нам их привозят в коробках без обозначений. Иногда мы сами пытаемся через книги узнать, что это за куклы и откуда они приехали, но везет не всегда. Большинство экспонатов не имеют истории, она у них, конечно, есть, но мы ее не знаем».
Несмотря на свободный вход, у музея нет штатного экскурсовода. Функцию гида по мере возможности выполняют сотрудники центра, которые с готовностью встречают посетителей и делятся тем, что им известно. «Открыт музей ежедневно. Если школа хочет прийти, они обычно предупреждают заранее, чтобы мы их встретили и что-то рассказали», – отмечает администратор.
На полках соседствуют игрушки разных эпох и народов: хрупкие фарфоровые куклы в бальных платьях, фигурки трансформеров из оригинальной серии, музыкальные шкатулки, целая армия Щелкунчиков, советские неваляшки и металлические машинки, редкие коллекционные статуэтки и даже детализированный дом для куклы Barbie. Среди этого многообразия есть и настоящие раритеты – например, французские фарфоровые куклы XIX века, настолько хрупкие, что во время уборки за сохранностью каждой из них следят сразу три человека.
Однако не все сокровища музея сегодня в рабочем состоянии. Детализированная модель железной дороги, которая когда-то приводила в восторг посетителей движущимися поездами, теперь простаивает без дела. «Когда ее привезли, мы нанимали человека, чтобы он все собрал и подключил, – с сожалением говорит Виктория. – Но механизм сломался, а починить его не можем – в городе нет специалиста, который бы это сделал».
Особую теплоту коллекции придают поделки костанайских детей. На одной из полок можно увидеть «Чудо-девочку», созданную шестилетней Екатериной Байняшевой. Сегодня Екатерине уже 23 года, а ее работа до сих пор радует глаз. «Я делала ее для программы «Разбудильник» на «Алау» с воспитательницей в детском саду, – вспоминает девушка. – Несколько дней подряд мы собирались после тихого часа, чтобы ее создать. Это яйцо от киндер-сюрприза, которое мы превратили в девочку».
Раньше под детское творчество было выделено целых два шкафа, которые пополнялись благодаря конкурсам и акциям. Но в последние десять лет эта инициатива угасла, и теперь уникальный музей пополняется исключительно за счет своего загадочного основателя, продолжая хранить свои многочисленные тайны.