Ранее в пояснительной записке, опубликованной ТОО «КЭЦ» на портале «Монополист», было сказано, что заявка на грядущее удорожание не будет касаться населения, но на публичных слушаниях выяснилось: в документе была ошибка
Предполагается, что предельная цена достигнет 33,65 тенге/кВтч без НДС. Рост тарифа составит 2,65 тенге/кВтч, или 7,6% к действующему тарифу. В том числе по потребителям: для физических лиц повышение будет на 7,6%, или 27,486 тенге/кВтч без НДС; для юридических лиц, ИП – 36,875 тенге/кВтч без НДС, или на 7,6%. На бюджетные организации ляжет основная нагрузка: рост тарифа составит на 8,74%, или 84,87 тенге/кВтч без НДС.
– Наша задача – донести до населения обоснование повышения тарифа, которое мы хотим ввести с 10 сентября. Услуги по энергоснабжению потребителям нами оказываются на территории Костанайской области. Количество потребителей – 410 юрлиц и 216 тыс. физических лиц. Услуги по энергоснабжению относятся к общественно значимым и регулируются государством. То есть тарифы на электроэнергию устанавливаются после согласования с уполномоченным органом. В Костанае цена на электрическую энергию складывается из цены на покупку электроэнергии у единого закупщика, тарифа на передачу по сетям, а также снабженческой надбавки, необходимой на осуществление деятельности предприятия, – сказала директор ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева.
Она также отметила, что рост предельной цены тарифа вызван тем, что в структуре предельной цены ТОО «КЭЦ» включены не все затраты, которые фактически несет предприятие.
Основной причиной повышения тарифа является необходимость возмещения недополученного дохода до конца текущего года. В законе от 8 июля 2024 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам теплоэнергетики, электроэнергетики и регулируемых услуг» сказано, что энергоснабжающие организации обязаны в срок до 1 января 2025 года обеспечить передачу потребителей в энергопередающие организации, то есть ТОО «КЭЦ» осуществляет свою деятельность до конца текущего года.
В связи с закрытием ТОО необходимо получить весь недополученный доход и погасить кредиторскую задолженность перед участниками электроэнергетического рынка до конца 2024 года. Кредиторская задолженность «КЭЦ» составляет 3 млрд 358 млн тенге.
– Недополученный доход сложился из-за возникновения разницы между расходами, включенными в согласованную предельную цену, и фактическими расходами по покупке и передаче электрической энергии. В проекте тарифа с 10 сентября 2024 года включен недополученный доход в размере 1 млрд 89 млн тенге. Основная доля недополученного дохода сложилась в 2023 году и до сегодняшнего дня не возмещена, а наоборот, увеличилась. Тогда нашу новую заявку с проектом тарифа рассматривали 120 дней вместо предусмотренных Правилами ценообразования 30 дней, предприятие понесло большие убытки – 812 млн тенге. К тому же, летом 2023 года выросли тарифы станций и передающих компаний, а тариф «КЭЦ» согласовали только с 1 ноября. То есть 153 дня «КЭЦ» платил по повышенным тарифам, – отметила Ускенбаева.
ТОО «КЭЦ» применяет дифференцированные тарифы по группам потребителей. Тариф для населения ниже среднеотпускной цены, то есть себестоимости, он компенсируется более высоким тарифом для юридических лиц.
В действующем тарифе, который работает с 1 июля 2024 года, возмещение недополученного дохода рассчитано на годовой объем, то есть с июля 2024 по июнь 2025 года включительно. Но, как было сказано ранее, «КЭЦ» должно перестать существовать, а это значит, что все деньги нужно вернуть за четыре месяца. С таким раскладом не согласны не только потребители, но и антимонопольщики, которые рассматривают заявку предприятия. Специалисты говорят о расхождениях в цифрах и отчетах.
– ТОО зачастую применяет элемент обжалования. На каждое уведомление департамента или заключение идет соответствующая жалоба. Хотелось бы донести, что повышение тарифа всегда связано с ростом цены на станции, производящей энергию, либо с оттоком потребителей. Плюс изменение в тарифах энергопередающих организаций. В настоящий момент на станциях тариф остался без изменений, потому что в стране работает единый закупщик, и для ТОО «КЭЦ» там установлена цена, даже ниже той, что заложена в структуре тарифа. При этом у «КЭЦ» увеличилось количество потребителей. Объем реализации электроэнергии у предприятия взлетел, таких цифр не было с 2016 года. Мы хотим изучить и все-таки понять, почему организация обратилась к нам с формулировкой «недополученный доход», – сказал руководитель департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) по Костанайской области Акан Ташпанов.
Получить незаработанное ТОО «КЭЦ» имеет полное право по закону.
– Но делать это за счет простого населения, я считаю, неправильно, – высказался член региональной комиссии по рассмотрению тарифа Андрей Коваль, который, кстати, и заметил, что в публичных документах указаны неверные данные по тарифу для физических потребителей. – Мы комиссией направляли в адрес «КЭЦ» множество запросов, где просили показать уровень зарплат, количество денег, направляемых на модернизацию оборудования, возможный поиск резервных средств, но нас игнорировали.
Предприятие, к слову, направило жалобу в компетентные органы по поводу того, что никакой комиссии при рассмотрении тарифа быть не может.
– Я хотела бы дополнить, что мы как субъект общественно значимого рынка регулируемся Предпринимательским кодексом. В нем регламентируется, какую информацию и отчеты предприятие должно выдавать, там есть целый список. Вся эта информация предоставляется в полном объеме. На нашем сайте тоже она есть. Вся исчерпывающая информация подается в департамент, причем в очень большом объеме, – сказала Анаргуль Ускенбаева. – А недополученный доход у нас образовался как раз во время того, как региональная комиссия вместе с сотрудниками департамента изучала и рассматривала заявку в прошлый раз – 120 дней.
Коваль продолжал полагать, что «КЭЦ» достаточно заработало, но говорит только о расходах.
– Вы считаете только в сторону того, что вы недополучили. Однако введение единого оператора продажи электроэнергии должно было принести вам доход. Вы хотите выйти с рынка с нулем, чтобы у вас ТОО перестало существовать абсолютно с красивыми финансовыми показателями. За счет потребителей компенсировать свои проблемы неправильно. То, что долго рассматривали тариф, это попытка переложить весь груз. Есть, конечно, обоснованные затраты и их, я думаю, посчитают, но опять же увеличение доходов у «КЭЦ» тоже было, – сказал Андрей Коваль.
Сотрудники ДКРЕМ не раз акцентировали внимание на том, что на вопросы, заданные на слушаниях, ТОО «КЭЦ» должно ответить в письменном виде. И следом спрашивали о том, что их интересует, так как не могут получить информацию по запросу.
– Мы обращались за разрешением получить данные о доходах предприятия от органов госдоходов, а не только от субъекта, на что получили отказ. ТОО ссылается на то, что это коммерческая тайна, то же самое касается и зарплат. Когда просим их расходы, моментально получаем информацию. Как речь заходит о доходах, начинается какая-то левитация. Мы ориентируемся только на те данные, что дает сам объект. Да, к своей заявке они прилагают информацию о доходах и убытках, но есть разночтения. По нашим данным одно, а по отчетам – другое. Мы спрашиваем, откуда деньги, возможно, у предприятия есть другая деятельность, можно ли нам узнать о ней, но пока тишина. Сейчас будем изучать, из чего складывается недополученный доход, это большая работа, на которой будет занят весь штат. По закону мы имеем право запрашивать документы, как раз на этот срок рассмотрение и приостанавливается. Если информация будет подана достоверно и вовремя, все это пройдет быстро, если получим отказы и что-то не сойдется, у нас есть право возвратить заявку либо отказать в повышении тарифа, – сказал Ташпанов.
– Из ваших слов я понимаю, что нам осталось работать четыре месяца и вы все это время будете рассматривать нашу заявку. Все четыре месяца станете тщательно анализировать, и к 31 декабря мы придем с огромными убытками и не рассчитаемся по кредитам. В таком случае возможно прекращение отпуска электроэнергии, – высказалась директор ТОО «КЭЦ» Анаргуль Ускенбаева.
– Мы видим отклонения от объемов реализации, разную прибыль и убытки. Видимо, вы как-то по-другому зарабатываете. У нас нет цели затянуть. В структуре цены все будет заложено, главное – предоставьте документы, – заключил Ташпанов.
Если все сложится благополучно, решение о рассмотрении заявки на повышение тарифа департамент озвучит 30 августа.
Полина ЦИММЕР, фото автора