Корреспондент «НК» на два дня перевоплотилась в уличного торговца и заняла свое место на двух стихийных базарчиках. Спойлер: мне очень понравилось!
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Я сама садовод-любитель. Держу огород в Тобыле, выращиваю овощи, есть и ягода. В июне у меня уродился богатый урожай клубники, поэтому я стала продавать излишки. Посмотрела цены на ОЛХ и поставила среднюю – 1500 тенге за литр. Плюс к этому начала предлагать подписчикам через соцсети мяту и чабрец. В итоге дней за 10 я выручила почти 18 тыс. тенге. Хейтеры скажут – мало, а я просто радовалась, потому что это стоимость одного мешка корма для собаки. Меня эта сумма устроила.
В начале июля, когда пошла смородина, продала и ее. Так, за несколько дней получила еще 12 тыс. тенге. Конечно, если бы у меня были объемы и большое желание заработать, мои доходы были бы более впечатляющими. Но, к сожалению, ягод у меня мало, да и самой ведь хочется компоты накрутить. Многим желающим полакомиться моей клубникой я отказывала, так как ягод на продажу уже просто не было. Но люди охотно откликались, даже очень! Некоторые спрашивали, будет ли малина в продаже. То есть репутация немного складывалась, и можно было бы успешно этим пользоваться, но, увы.
Огурцы и помидоры решила съесть сама и закатать их в зиму. Но однажды проходила мимо стихийного базарчика у «Детского мира» и задумалась: а если вот так же сесть и поторговать? Что из этого выйдет? Так и родился мой эксперимент.
«СКОРО МОЛОДЕЖЬ НАС ВЫТЕСНИТ!»
Эту фразу, улыбаясь, произнесла моя «коллега» по торговому ряду Татьяна Ивановна.
16 августа, в пятницу, примерно к 15:00 я пришла к «Детскому миру» и, преодолевая свой страх, стала стыдливо раскладывать товар на газетке. Почему стыдливо? У моих коллег было столько овощей, груш, зелени и даже цветов! А я принесла только килограмм помидоров, огурцов, пучок петрушки, мяты и три баклажана.
Разместилась рядом с Владимиром Ивановичем. Когда только подходила к нему, думала: «А вдруг здесь новеньких не берут? Вдруг есть дедовщина? Или это место принадлежит другому?» Да, это глупости, никто не может присвоить себе участок улицы, но от страха никуда не уйдешь.
«Можно ли рядом с вами встать?» – в ответ на свой вопрос получила улыбку и хлебосольное приглашение постоять вместе.
Фух! Вот это удача! Скажу сразу, все, кого я встретила на базарчиках за время своего эксперимента, – прекраснейшие и добрейшие люди!
Владимир Иванович много шутил, «угрожал» прохожим, что они рискуют остаться без помидоров, рассказывал о себе и отметил, что на таких рынках дедовщины нет, только «бабовщина», потому что торгуют в основном бабушки.
Мои новоиспеченные коллеги по цеху отметили, что продажи идут по-разному день ото дня: бывает, что баклажаны у одного лежат, у другого – улетают сразу. Случается, что пройдет мимо поток людей и сразу все сметает. Иной раз прохожие следуют мимо и ничего не покупают.
Стоимость каждый устанавливает сам, исходя из личной оценки товара. Например, если помидоры крупные, мясистые, их продают по 1500 тенге/кг. Помельче – за 1000. Никто ни с кем не сговаривается, но при этом цены у соседей по прилавку примерно одинаковые.
Мои наблюдения и доводы коллег подтвердили, что лучше всего уходят ягоды и фрукты. Например, смородина, крыжовник, малина, груши, яблоки. Этого ведь не найдешь в магазинах!
Один из моих соседей поделился, что с весны этого года заработал на продажах порядка 800 тыс. тенге. Огромную долю составила малина, клубника, весной хорошо шли кинза, редис, петрушка. Только одна весенняя малина принесла 150 тыс. тенге.
Активно дачники продают и цветы. При мне шикарный букет гладиолусов за 6 тысяч ушел к прекрасной девушке. Мальчик на велосипеде захотел порадовать маму и купил веточку лилий. Еще одна бабуля продавала статицу в красивой обертке за 5 тысяч.
У моих соседей активно брали базилик, помидоры, огурцы, но пара человек все-таки отдала предпочтение именно моим овощам! Спасибо им за доверие. Не думала, что это так приятно. Я продала за тысячу свой килограмм помидоров и огурцы за 300 тенге. Одна женщина заинтересовалась петрушкой. Я, увидев свой большой пучок, сходу назвала цену в 300 тенге. На меня с отвращением посмотрели и ушли. Обидно, досадно, но ладно. В следующий раз я продала уже небольшой пучок за 100 тенге. При этом в «Солнечном», например, петрушка стоит 300 тенге. А здесь показалось дорого…
Такая же реакция была на помидоры за 1500 тенге, которые продавала Татьяна Ивановна. На что она ответила: «Я свои помидоры и за 2 тыс. продам, если вам за 1500 дорого». Мне бы такую уверенность!
В общем за 3 часа я заработала 1300 тенге, еще за 500 тенге мяту у меня купила коллега. Но я ее не считаю, все-таки цена высокая, вряд ли бы кто другой купил мою мяту. Владимир Иванович в тот день выручил примерно 20 тысяч, Татьяна Ивановна и остальные точно не меньше 10.
«Отсидев» свое и уходя с непроданными баклажанами, я пожелала всем хорошей торговли, а меня в ответ пригласили прийти снова. Ну какие прекрасные люди!
МЕН НА «РАХАТЕ»
20 августа я пошла торговать у вышеназванного магазина. Там меня тоже приняли тепло. Почти сразу ушли помидоры, а огурцы помогла продать моя соседка. Свои она отдавала за 700 тенге, делить овощи не хотела и поэтому предложила покупательнице мои огурцы за 500 тенге. Оказалось, что какие-то 200 тенге играют роль.
Здесь местные торговали и чесноком, и свеклой, и разной зеленью, розами и даже лесным чабрецом. Самым популярным в тот день товаром была облепиха. Ее отдавали 1000 тенге за литр. Оказалось, многие эту ягоду любят и охотно берут. Когда моя соседка высыпала два последних литра одной женщине, подошла другая и сокрушалась, что не успела.
Чтобы много заработать на таком рынке, нужно иметь богатый ассортимент и объемы побольше. Как сказала мне Татьяна Ивановна, улыбнувшись, с тремя огурцами я точно состояние не сделаю.
Одна бабушка, которая стояла в тот день со мной, поделилась, что весной хорошо покупали клубнику. И сейчас она бы рада ею торговать, но большая часть урожая сгнила из-за обилия дождей. Тем не менее с июля ей удалось выручить 100 тыс. тенге. За дачу заплатить и себе на расходы – самое то на пенсии.
Дачницы охотно рассказывали о себе, жаловались, что раньше домашний огонек брали на ура, а теперь будто боятся.
Под конец моего «трудового дня», когда я уже собиралась уходить с никому не нужным баклажаном и остатками петрушки, женщина, которая купила у меня помидоры, забрала все! Я хотела отдать ей баклажан бесплатно, но она мне заплатила. «Пусть вам будет приятно!» – улыбнулась покупательница.
Мой улов за два часа торговли составил 1300 тенге.
ВЫВОДЫ
Торговать на улице – это интересный и полезный опыт. Хоть я и журналист, людей обхожу стороной и не очень люблю общаться, но после выкриков: «Домашних баклажанов не желаете?» социофобия благополучно меня оставила. Заработок за два дня небольшой – 3 100 тенге, но, как мы поняли, это начало. При желании можно сделать много. Если, например, выращивать на даче только клубнику и активно ею торговать, есть шанс зарабатывать до 1 млн тенге за сезон. Это тоже пример из нашей области. О нем мне рассказали знакомые. Надеюсь, не врут.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО и автора