На заседании плановой комиссии, где обсуждали состояние полигонов ТБО нашей области, пришли к выводу, что от деревенских свалок слишком много требуют
Оказалось, что нормы по строительству полигонов к городам-миллионникам и обычным селам одинаковые. На территории Костанайской области в среднем в год образуется более 200 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Для управления ими акиматы городов и районов разрабатывают специальные программы.
– На сегодняшний день из 20 регионов области программы утверждены маслихатами в 19 регионах, на стадии рассмотрения – Костанай. Тарифы на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утверждены в 19 из 20 регионов области. Акиматом Лисаковска заключен договор с ТОО «Ерай Сервис» на разработку тарифов в срок до 30 сентября. Для размещения отходов в области имеется 239 полигонов ТБО, из которых 133 (56%) приведены в соответствие с требованиями закона, – сообщил замруководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области Бағлан Сабыров.
Для сбора мусора на территории области размещено 4256 контейнеров, в том числе 1758 в Костанае и 810 в Рудном. Услугами по централизованному вывозу отходов охвачены города и крупные населенные пункты, в которых проживает около 80% населения. Транспортировку отходов по области осуществляют 27 организаций и 78 их мусоровозов.
За последние годы доля утилизации возросла более чем в 10 раз – с 1,8% в 2017 году до 20,8% в 2023 году. Это способствует внедрению в населенных пунктах раздельного сбора и переработки отходов. На данный момент система налажена в 54 селах и городах. Однако всех этих цифр недостаточно.
– По Житикаринскому району большой вопрос. Вокруг города много стихийных свалок, как справляться с ними? Полигоны есть, но они недостаточно эффективно работают. Управление говорит, что сортировка внедрена, на местах ею добросовестно занимаются, это кто-то фиксирует? Хотелось бы, чтобы темпы решения экологической обстановки одинаково по всем районам работали, – высказался депутат Костанайского областного маслихата Ербол Нурхожаев.
Со своим видением по ситуации в поселках выступил депутат Валерий Розумович.
– Мы не говорим об отдаленных селах, ведь у нас даже в населенных пунктах, расположенных рядом с областным центром, не налажен процесс сбора мусора. Даже если бы люди сами его собирали, вывозить куда? Полигонов нет, свалок нет, – прокомментировал Розумович.
Наличие проблемы подтвердила руководитель отдела природоохранных программ управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области Светлана Арсентьева.
– Централизованным сбором мусора у нас охвачены еще не все. И мы не одна область в стране, где складывается такая ситуация. Работа ведется, перечислю несколько населенных пунктов, где налажен централизованный вывоз мусора: Амангельдинский район, село Амангельды – на 50% охват жителей, Денисовский район, с. Антоновка – 38%, п. Карабалык – 50%. Раздельный сбор организован в Карасуском районе, с. Люблинка, Кайбагор, Жамбыл, Карамырза и т.д., – сказала Светлана Арсентьева.
Что касается состояния полигонов (свалок) и их наличия, этот вопрос властями тоже поднимался не единожды.
– Существуют общие требования к полигонам ТБО, но они, на наш взгляд, немного завышены, потому что выдвигаются одинаково и к тем, что эксплуатируются в мегаполисах, и к тем, что в селах. Акимом области был инициирован вопрос перед министром экологии об упрощении требований для полигонов в сельских населенных пунктах. Строить полигон по всем требованиям, которые предъявляются в целом, в селах невозможно. Мы предлагали, чтобы в экологический кодекс включили понятие «полигоны малой мощности». С минимальными требованиями, которые можно соблюсти, – сообщила Арсентьева.
– Я считаю, что это достаточно серьезный вопрос. Даже если свалки будут, как будет организована логистика, какие разработают тарифы для населения, поставят ли контейнеры в селе, где живут 50 человек, кто там будет заниматься вывозом? Сколько людям придется платить за это? Более системно нужно прорабатывать эту проблему, – считает депутат Ербол Нурхожаев.
Но назрела еще одна проблема. Депутат Руслан Мамедов провел небольшой анализ, согласно которому несанкционированные свалки в большинстве своем состоят из строительного мусора.
– Если по ТБО что-то еще понятно более-менее, то что делать со строительным мусором? Он объемный, тяжелый, еще и дорого его принимают, поэтому люди выбирают более простой вариант и просто выгружают его где-нибудь в поле. Потому что даже на полигонах его принимают не всегда. У людей нет вариантов, куда его отправить. Может быть, для строительных отходов тоже нужно упростить процесс утилизации, сделать для него даже не свалку, а какой-то склад, потому что там в основном саман, дерево, кирпич, бетон, то есть они не представляют опасности. Его можно использовать повторно, – отметил Руслан Мамедов.
Представители управления природных ресурсов сообщили, что сейчас в городе Рудном реализуется проект по сортировке ТБО и переработке строительных отходов на сумму 389,8 млн тенге. Планируемый срок введения в эксплуатацию – 3 квартал 2025 года.
– На полигон ТБО действительно запрещено вывозить строительные отходы. Предприятия, которые производят операции со строительными отходами, должны их сортировать у себя на площадке. Дальше они могут быть утилизированы, использованы как раз для того, что вы говорите – планировка площадей, засыпка ям. Таким образом строителям даже можно работать с местными исполнительными органами. Тем самым мы сократим образование несанкционированных свалок. Дело в том, что нет норматива, по которому в основу ПСД при строительстве ложились бы затраты на утилизацию или переработку отходов, в ней есть только транспортировка, а средства на последующие действия не предусмотрены законом, – заключили специалисты управления.
Председатель постоянной комиссии Костанайского областного маслихата Серик Манасбаев отметил, что «мусорный» вопрос был поднят по инициативе депутатов и они будут работать в этом направлении вместе с управлением природных ресурсов и регулирования природопользования.
Полина ЦИММЕР, главное фото из архива “НК”