Мастер спорта СССР по тяжелой атлетике Йохан Мартин уже 30 лет живет в Германии. Но на родине в 80–90-х его знали как Ивана Ивановича.
Именно он предложил построить спортивный комплекс в районе КЖБИ, который был передовым для советского времени. Создал он и первый в Казахстане атлетический клуб «Самсон» и еще 16 спортзалов в Костанае. Если бы ему выпал шанс приехать на родину, он обошел бы все эти места.
Наш разговор по телефону длился два часа – нашлось время для ностальгии, поговорили о его ноу-хау – гирях новой формы, которые в Европе используют в соревнованиях, и, конечно, о спорте. Мастер до сих пор воспитывает подрастающее поколение, и сам находится в отличной форме.
ГИРЕВИКИ ДОВОЛЬНЫ
– Иван Иванович, гири, которые вы создали и запатентовали, можно назвать вашим главным достижением в жизни. Расскажите, с чего все началось? Как к вам пришла эта идея?
– Тяга к гиревому спорту во мне проснулась еще в детстве. Помню, мне было лет 13, я жил в селе Павловка Тарановского района (сейчас район им. Б. Майлина — прим. ред.). Рос подвижным, скоростным ребенком. И как-то мне захотелось испытать собственные силы. У деда в сарае стояла гиря на 16 кг, взял ее за ручку и поднял на грудь. Почувствовал давление, сопротивление, и меня пронзила острая боль, которую запомнил на всю жизнь. Форма гири была неудобной.
Я окончил институт физической культуры в Алматы, стал мастером спорта СССР по тяжелой атлетике и серьезно увлекся гиревым спортом. Много жонглировал гирями, поднимал их, но то болезненное ощущение всегда мешало тренироваться. Конечно, спортсмены к этому привыкают, но я видел руки гиревиков: у некоторых деформируются кости.
Можно сказать, я возродил гиревой спорт в Костанае, подготовил пять мастеров. В Германии, в Гамбурге, 31 года работаю в ферейне (общество) на общественных началах, провожу турниры по гиревому спорту, езжу с ребятами на соревнования. Каждый раз приходится искать спонсоров, людей, которые неравнодушны к моему делу. Все это время меня не покидала мысль о болевых ощущениях. И в 2014 году созрела идея: нужно изменить форму гири. Закупил глину и стал на балконе лепить будущий снаряд. Важно было сохранить все стандарты – вес, высоту ручки, расстояние и угол от ручки до тела. Создавал макеты и просил своих учеников тестировать и делиться ощущениями. Когда убедился, что гиря получилась такой, какой я ее хотел видеть, нашел специалиста, который создал компьютерную модель, затем сделал форму для использования при отливе на литейном заводе. На это ушло три года. В 2016 году запатентовал, в 2017 году отлил 70 гирь и провел в Германии Кубок мира, где спортсмены использовали именно мои гири.
– На официальных соревнованиях ваши гири тоже в деле? Вы запустили их в массовое производство?
– На Кубке мира, где впервые была представлена моя гиря, для меня было важно получить отклики. Спортсмены благодарили меня. Их первое впечатление: «Какая красивая! И удобная!» Например, в длинном цикле люди смогли улучшить свой результат с 85 до 100 раз только благодаря удобной форме гири.
На моих гирях уже проводили чемпионаты мира и Европы. Спортсмены активно ими пользуются. Я писал письма в Международную федерацию гиревого спорта, предлагал заменить гири старого образца на мои. Аргументировал, что они комфортные для занятий. Но новому пробиваться всегда сложно. У федерации давно налажена цепочка – заводы, производители, поставки. И массово они не хотят делать переход на мои гири. Мне говорят: «А куда мы денем старые?» «На закуп и заказ новых нужны деньги». Я был готов к этому, поэтому моя цель – чтобы гири использовали люди, которые занимаются дома. Хочу, чтобы гиревой спорт стал массовым, чтобы тренировались дети, женщины и им было комфортно.
В Австрии нашел поставщика, работающего с Китаем, так как в Германии отливать очень дорого. И вот уже второй год мои гири идут в народ. Поставщик заказывает их отливку в Китае и затем продает. По Европе товар расходится неплохо: женщины берут для фитнеса, подростки активно используют дома. Самое главное, у людей нет болевых ощущений. У меня есть канал на YouTube, где показываю, как правильно выполнять упражнения, то есть я не просто предлагаю свою идею, я даю правильную технику.
– Иван Иванович, несмотря на солидный возраст, вы в отличной форме. Этому способствуют ваши гири?
– Скорее все в комплексе. Конечно, я до сих пор занимаюсь в зале, выполняю трюки с гирями, упражнения со своим телом. Но самое главное для хорошей формы, особенно, когда человек в возрасте, — это питание. После 30–40 лет процессы старения начинают происходить быстрее. Организму нужен белок. Сейчас строго слежу за своим питанием. Например, уже 16 лет не ем фрукты, мед, мучные изделия, картофель, сахар, шоколад и так далее, а также не пью соки. Вместо сладкого употребляю лишь один вид сушеных ягод из Тибета. Основные продукты в моем рационе – мясо, яйца, вяленая свинина, сало со спинной части, творог, йогурт, кефир, сливочное масло. У меня довольно однообразное питание.
Я уже не хочу никому ничего доказывать, занимаюсь для себя. Все, что мог, уже сделал. Взрастил чемпионов в Казахстане, в Германии мой ферейн три раза становился лучшим. Стал чемпионом мира по тяжелой атлетике среди ветеранов. Выпустил книгу, где есть раздел по гиревому спорту и тяжелой атлетике. Я описал в ней каждое упражнение: как его выполнять, какие ощущения при этом возникают, на какие мышцы идет нагрузка. В свое время мне этого не хватало, в пособиях были лишь схемы.
НОСТАЛЬГИЯ
– Вы стояли у истоков гиревого спорта в Казахстане, воспитали мастеров. А сейчас с кем-нибудь из них поддерживаете связь?
– К сожалению, почти нет. Переписываюсь с моим воспитанником, мастером спорта Федором Ницем, но он живет в России. В Костанае у меня есть знакомые и друзья, с которыми мы поддерживаем связь, но они не из спорта.
– Наверняка, испытываете ностальгию по родным местам. Если бы вам завтра подарили билеты на самолет до Казахстана, куда бы вы отправились, какие спортивные объекты посетили бы?
– Я помню, как мы создавали залы. В 80-е годы я работал спортивным инструктором на КЖБИ, и у меня были хорошие отношения с Николаем Громченко (директор КЖБИ — прим. ред.), он прислушивался к моим советам. Я предложил ему создать для рабочих спортивный комплекс с тренажерным залом, бассейном, сауной, душем Шарко, чтобы люди 2–3 раза в неделю могли пройти восстановительные процедуры. Он согласился. Мы все продумали до мелочей и начали строить. Конечно, я столкнулся с большим сопротивлением, нашлись люди, которые были против. В итоге зал не включили в спорткомплекс. На меня началось давление, и я написал заявление об увольнении.
Но идея создания тренировочного пространства не покидала меня, и я начал искать подходящее помещение. Нашел. Так и появился клуб «Самсон». Облсовпроф выделил деньги, мы сделали ремонт, а вот тренажеры в те годы было непросто достать. Помню, поехал на соревнования в Подмосковье, там встретил человека, который и продал мне за 500 рублей чертежи тренажеров. Наши казахстанские специалисты смогли по ним создать снаряды. Помимо «Самсона», я помог открыть еще 16 спортклубов в Костанае.
А вот взаимоотношения с властями у меня всегда были сложные. И даже когда были готовы документы на выезд в Германию, я все еще мог остаться, если бы мне предоставили ставку тренера и позволили работать, а не побираться. Но мне отказали, и все сложилось так, как есть сейчас.
Знаете, я человек, который горит идеями, для меня важен сам процесс создания чего-то нового. Поэтому, конечно, если бы я оказался в Костанае, то хотел бы пройти по всем тем местам, к которым имел отношение. Знаю, что на КЖБИ спорткомплекс до сих пор сохранился.
– Вы уже много лет живете и работаете в Германии, у вас есть с чем сравнивать. Чем отличается подход к спорту там и в Казахстане?
– В этом вопросе хочу выделить Казахстан. У вас работают ДЮСШ, в которых дети занимаются бесплатно, а тренерам платят зарплату. Здесь я 30 лет содержу клуб за свой счет, ищу спонсоров. Помещение мне предоставили, но все остальное – делай сам. И дети вынуждены платить за тренировки. С другой стороны, в твое дело никто не вмешивается и ты можешь строить тренировочный процесс, как считаешь нужным.
– Спасибо за беседу! Надеемся, что ваши гири когда-нибудь дойдут и до Казахстана, а вы посетите родину.
Ольга ГОРАЙ,
фото Ивана МАРТИНА