Портреты Ануарбека Байбатырова и других офицеров 8-й Гвардейской Панфиловской дивизии можно увидеть на большом баннере на перекрестке улиц Толстого – Алтынсарына. Мужчина в верхнем ряду, крайний слева, выглядит серьезным и сосредоточенным… Он так и не узнал, что дочь и внуки продолжили семейное дело, стали учителями.
«Наш Костанай» уже писал о фронтовике в прошлом году. Тогда житель Атырау Адилгали Суесинов-Дюсен привез его дочери орден Славы III степени. Оказалось, что семьи знакомы уже около десяти лет. Долгое время потомки участника Великой Отечественной войны пытались узнать хотя бы какие-то сведения о нем, пока в 2015 году в квартире правнука Ануарбека (его тезки) не раздался телефонный звонок. Звонил тот самый Адилгали – сын Дюсена Суесинова, с которым лейтенант Байбатыров прошел всю войну. Он сумел разыскать костанайцев и передал первые награды: орден Красной Звезды, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.» Не менее важными были фотографии отца, которые в семье Суесиновых хранились все это время. А вот довоенных снимков, где Ануарбек был учителем, у потомков не осталось.
ПЕРВЫЙ В ДИНАСТИИ
В середине 30-х годов он приехал в поселок Кусакан Джетыгаринского района. Здесь устроился в школу, создал семью и семь лет проработал учителем. В 1940 году его призвали в армию, откуда ушел на войну. Кажон, жена Ануарбека, осталась одна с двумя дочерьми. Много лет она не видела мужа, а в 44-м судьба подарила им короткую встречу.
– Мне тогда было пять лет, и я плохо помню отца – только то, что посадил на колени, гладил по голове, поцеловал. Что был одет в военную форму, – рассказывает Даметкен Ануарбековна. – Оказалось, приехал всего на сутки, а мама с утра была в Бредах, ее туда отправили на работу. Получается, разминулись. Мама вернулась домой уже под вечер – им оставалось провести вместе всего несколько часов. Я ведь ребенок – рано уснула. Утром встала – отца уже нет.
Кажон видела мужа в последний раз. С войны он не вернулся, похоронки не прислали, и в семье много десятилетий были уверены, что Ануарбек пропал без вести. Правду родные узнали относительно недавно.
– Моя младшая сестра родилась 9 апреля 45-го, а ровно через месяц, в день Победы, в Прибалтике отца настигла вражеская пуля, – рассказывает дочь фронтовика. – Он умер на руках сослуживца. Мама тоже умерла 9 мая, в 2004-м, такое совпадение. Она так и не вышла замуж, всю жизнь провела в одиночестве и ожидании.
«БУДУ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ»
– Мама всегда говорила о важности образования, – подтверждает собеседница. – Она не могла учиться из-за плохого зрения и всю жизнь от этого страдала. Работала в колхозе. Приходила вечером, ставила лопату и вилы и говорила: «Учитесь! Иначе будете, как я».
Уже после школы Даметкен увидела в районной газете «Авангард» (где через много лет о ней напишут статью) объявление о наборе в Боровское педучилище. На вступительные экзамены девушка отправилась с мыслью: она точно не будет таким педагогом, какие учили ее.
С 1959 года Даметкен Ануарбековна стала работать в начальных классах. Больше 35 лет трудилась в разных школах Джетыгаринского района, 20 из них отдала школе совхоза Степное. Именно в этот период педагог получила звание «Отличник народного просвещения Каз ССР».
– Любить надо детей и на работу ходить с желанием – вот в чем суть, – говорит собеседница. – Тебе доверили этих детей – государство, родители. И к каждому ученику нужно найти подход. Помню, нам на изучение учеников отводили три недели – с 1 по 20 сентября. И мы, учителя, не только давали знания, но и работали над воспитанием, культурой. Для детей это начало жизни, и мы помогали ее формировать.
Даметкен Ануарбековна уверена: есть и «серые» учителя. Кто отработал на автомате, получил деньги и забыл. Школа никогда не добьется высоких результатов с такими сотрудниками. А в лучших учебных заведениях, наоборот, работают те, кто готов вложить в детей душу.
ОСОБЕННАЯ АТМОСФЕРА
В доме Даметкен Ануарбековны часто можно было увидеть такую картину: Кажон апа вяжет, а дети помогают с дидактическими и наглядными материалами. Наша героиня никогда не уговаривала детей продолжить династию, но другого жизненного пути они для себя и не видели.
Старшая Галия первая пошла по стопам дедушки и мамы. Учителем русского языка и литературы она отработала около 30 лет. Еще одна дочь Гульнар отдала педагогике 20 лет – обучала детей сначала немецкому, а затем казахскому языку и литературе. Даже младший сын Нурлан, который рано ушел из жизни, одно время хотел быть директором школы.
Даурен Нарумов – тот самый, который снабжал маму нарисованными «яблоками» и «грушами», в профессии уже 35 лет. Из них 27 работает в школе №19. Он универсальный специалист: преподавал технологию, черчение, ИЗО, а сейчас художественный труд, объединивший все вышеперечисленное.
– Мы с детства на примере мамы и ее коллег видели, как учителя преданы работе, – подтверждает Даурен Сагиевич. – Ведь это понятие круглосуточное. Нельзя, закрывая дверь кабинета, тут же забывать, что ты педагог. Ты – представитель системы образования, необходимо соответствовать статусу. Учителей всегда уважали, и нельзя опустить эту планку в глазах окружающих. А дети… Они всегда одинаковые, независимо от поколений. Их во все времена нужно развивать и уметь заинтересовать.
ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ?
В школе №19 в свое время Даурен Нарумов познакомился с будущей супругой. Сейчас Маина (не путать с Мариной) Владимировна преподает художественный труд в физико-математическом лицее. Педагогами были и ее родители: Владимир Сергеевич Изюмов учителем музыки, Лариса Николаевна – математиком. Если суммировать годы работы семьи Изюмовых, то получается 90 лет. Выходит, что общий стаж династии Байбатыровых – Нарумовых – Изюмовых давно превысил 200 лет.
В педагогический университет Новосибирска поступила дочь Даурена и Маины, но только самой Эвелине решать, на какой профессии остановиться. Главное, чтобы выбранный путь не был серым.
P.S. В Атырау есть улица имени Дюсена Суесинова – сослуживца лейтенанта Байбатырова. Еще десять лет назад Даметкен Ануарбековна попыталась добиться того, чтобы имя ее отца было увековечено в Костанае. Не получилось. Остается надеяться, что в год 80-летия Победы в областном центре все же появится улица, напоминающая костанайцам о храбром офицере и учителе, давшем начало династии.
Елена НОВАК,
фото Ларисы БОЖКО