Для многих казахстанцев поездка на поезде все чаще становится испытанием на выносливость. Отправляясь в путь, пассажиры вынуждены запасаться не столько провизией, сколько терпением. Ветхие вагоны, невыносимая духота летом, заклеенные скотчем окна и повсеместные неудобства – вот суровая реальность, с которой сталкиваются люди, при этом стоимость билетов неуклонно растет, а обещания комфорта так и остаются на бумаге.
На фоне многочисленных жалоб стало известно о грядущем повышении цен на железнодорожные и авиабилеты в связи с вступлением в силу нового Налогового кодекса. Как сообщил первый вице-премьер Роман Скляр, резкого скачка ждать не стоит, однако подорожание неизбежно. Чиновник отметил, что сегодня ни в одной стране мира пассажирские перевозки не являются дешевой услугой, что связано в том числе с ростом стоимости самих транспортных средств.
Эта тенденция для Казахстана не нова. Только за последние пять лет – с 2021 по 2025 годы – тарифы на социально значимые межобластные и пригородные маршруты ежегодно индексировались на 7%. Одно из самых заметных подорожаний произошло в октябре 2024 года, когда цены подскочили сразу на 20%. Тогда в Министерстве транспорта объяснили этот шаг необходимостью обновления вагонного парка и улучшения сервиса.
В АО «Пассажирские перевозки» поясняли, что темпы инфляции значительно опережают рост субсидий и тарифов. В КТЖ, в свою очередь, уверяли, что повышение цен направлено на улучшение условий для пассажиров. «Мы постепенно улучшаем сервис. Усилили санитарную обработку вагонов, внедрили контроль за уборкой. Повысили качество постельного белья, улучшили питание – теперь больше блюд и удобнее обслуживание. Усилили контроль за работой поездных бригад», – заявляли в компании. Однако на практике эти улучшения ощущают далеко не все, особенно когда речь заходит о частных перевозчиках.
Реальность зачастую разительно отличается от официальных заявлений. Жители Костанайской области все чаще жалуются на качество перевозок, когда даже покупка билета в вагон, заявленный как новый, не гарантирует комфорта. Так, читательница Алина Березкина, возвращаясь из столицы в Костанай, специально выбрала через приложение Kaspi.kz билет в вагон с кондиционером и биотуалетом, заплатив повышенную стоимость. «На вокзале оказалось, что наш вагон был старым: ржавый туалет, трещины в обшивке, окно не закрывалось, и ночью оттуда сквозило. Люди даже опасались, что верхняя полка проломится», – рассказывает она. Позже девушка обнаружила, что на сайте статус вагона изменился на «старый», а цена билета снизилась почти на полторы тысячи тенге. Никаких объяснений она не получила, а жалобу подавать не стала, так как просто не знала, куда обращаться.
Подобные истории – не редкость. Особенно остро проблема стоит на маршруте «Костанай-Аркалык», который связывает ключевые населенные пункты области и обслуживается частным перевозчиком. «Еще пару лет назад на маршруте были новые вагоны – и купе, и плацкарт. Потом их заменили на старые, но на цене это не повлияло», – делится опытом пассажирка Мадина Ахметова. Этим летом ей пришлось ехать в старом плацкартном вагоне в ужасной духоте. «Было невыносимо жарко, некоторым старикам и детям становилось плохо. Окно днем открывалось с трудом, а ночью из щелей, заклеенных скотчем и забитых ватой, сильно дуло», – вспоминает девушка.
На вопрос, куда исчезли новые вагоны, проводник лишь развела руками, сославшись на то, что частный перевозчик сам решает, какой состав ставить на рейс. В КТЖ эту информацию подтверждают. Несмотря на то что маршрут является социально значимым и субсидируется из госбюджета, вопрос обновления вагонов находится в исключительной компетенции частной компании. «АО „Пассажирские перевозки“ не влияет на формирование состава подвижного парка частной компании», – подчеркнули в ведомстве.
В итоге складывается парадоксальная ситуация: билеты на поезда дорожают из года в год, а качество поездок в лучшем случае не меняется, а в худшем – откровенно деградирует. Пассажиры платят за комфорт, которого нет, и оказываются заложниками системы, где государство выделяет субсидии, но не контролирует конечный результат. И главный вопрос, который волнует тысячи казахстанцев, пока остается без ответа: станет ли когда-нибудь лучше или все снова просто подорожает?