В городе Тобыл Костанайской области разворачивается история, обнажившая правовую коллизию, которая лишает людей с инвалидностью шанса на самостоятельную жизнь. Молодая женщина, получившая профессиональное образование в колледже, не может официально трудоустроиться не из–за отсутствия навыков или желания, а из–за своего юридического статуса недееспособной.
Помочь выпускнице колледжа попыталась местная предпринимательница Динара Куджулова, которая содействует в поиске работы людям с особыми потребностями, в том числе через государственные программы. Она предоставила девушке возможность пройти практику, чтобы оценить ее потенциал. Результат оказался положительным – девушка проявила себя как способный и мотивированный работник, готовый к полноценной трудовой деятельности.
Однако все усилия разбились о бюрократическую стену при попытке официального оформления на субсидируемое рабочее место. «Мы столкнулись с проблемой: девушку через суд признали недееспособной, а опекуном назначили отца, – отмечает Динара Куджулова. – Но ведь настанет момент, когда она останется одна, без средств к существованию, кроме пособия. Хотя сегодня мы могли бы полностью социализировать ее».
Специалисты в области права подтверждают, что вернуть дееспособность и, как следствие, право на труд можно, но только через суд. Это длительный и сложный процесс, требующий значительных усилий и ресурсов, что делает его практически недоступным для многих семей. Подобные случаи требуют более гибкого и индивидуального подхода, который бы учитывал реальные способности человека, а не только его формальный статус.
В Управлении координации занятости и социальных программ Костанайской области о проблеме знают. Представители ведомства сообщили, что для начала необходимо изучить масштабы явления. Если выяснится, что барьер в виде опекунства является системной проблемой, мешающей трудоустройству многих, власти рассмотрят возможность внесения изменений в действующие правила. Однако если такие случаи окажутся единичными, искать решение придется в частном порядке, без изменения законодательной базы.